Неточные совпадения
Уничтожение сельской
общины и патриархального бытового уклада представлялось им страшным бедствием для
русского духа и его судьбы.
Разочарованный в Западной Европе, Герцен верит в
русскую крестьянскую
общину.
Когда славянофилы говорили, что
община и земщина — основы
русской истории, то это нужно понимать так, что
община и земщина для них идеал
русской жизни.
Это, конечно, не значит, что призвание России в мире, мессианизм
русского народа связаны с отсталой формой экономической
общины.
Это связано было, главным образом, с
русскими традиционными формами крестьянской
общины и рабочей артели.
Среди
русского народа, в котором, особенно со времени Петра I, никогда не прекращался протест христианства против государства, среди
русского народа, в котором устройство жизни таково, что люди
общинами уходят в Турцию, в Китай, в необитаемые земли и не только не нуждаются в правительстве, но смотрят на него всегда как на ненужную тяжесть и только переносят его как бедствие, будь оно турецкое,
русское или китайское, — среди
русского народа в последнее время стали всё чаще и чаще появляться случаи христианского сознательного освобождения отдельных лиц от подчинения себя правительству.
— Не знаю, — говорил Бенни, — и не помню, что за критический взгляд проводился на эти формы
русской жизни теми заграничными писателями, у которых я все это вычитал; но помню, что и артель, и
община, и круговая порука мне нравились все более и более, и я, с одной стороны, сгорал нетерпением увидать, как живут люди в
общине и в артели, а с другой — приходил в отчаяние, как честные люди всего мира не видят преимуществ такого устройства перед всякими иными организациями?
Таким образом, при беспрерывном чтении, Бенни дочитался до более ясных определений
русской круговой поруки,
общины и артели (которыми, здесь можно кстати сказать, покойный всегда бредил, идеализировал их и никогда не понимал их как следует).
В самом разгаре споров вдруг «
Русский вестник» предъявил свое собственное убеждение об
общине.
Он делит защитников
общины на две категории: одни почтенные люди — только уже очень глупы, потому что стоят на одном: credo, quia absurdum est; другие, — но о других вот как отзывается «
Русский вестник...
Община спасла
русский народ от монгольского варварства и от императорской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потрясенная, устояла против вмешательств власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе.
Из всего этого вы видите, какое счастие для России, что сельская
община не погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной; какое это счастие для
русского народа, что он остался вне всех политических движений, вне европейской цивилизации, которая, без сомнения, подкопала бы
общину и которая ныне сама дошла в социализме до самоотрицания.
У
русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей инстинктивно, естественно из его коммунизма; это нравственность глубоко народная; немногое, что известно ему из евангелия, поддерживает ее; явная несправедливость помещиков привязывает его еще более к его правам и к общинному устройству [Крестьянская
община, принадлежавшая кн.
«Насколько, — говорит тот же автор, — идея
общины природна
русскому народу и осуществляется во всех проявлениях его жизни, настолько противен его нравам корпорационный муниципальный дух, воплотившийся в западном мещанстве» (Тегоборский «О производительных силах России», т. 1).
Жизнь
русского народа до сих пор ограничивалась
общиною; только в отношении к
общине и ее членам признает он за собою права и обязанности.
Как раз в это время в «Мире божьем» был перепечатан отрывок из курьезной статейки Зинаиды Венгеровой в каком-то иностранном журнале, — статейки, посвященной обзору
русской литературы за истекающий год. Венгерова сообщала, что в беллетристике «старого» направления представителем марксистского течения является М. Горький, народнического — В. Вересаев, «воспевающий страдания мужичка и блага крестьянской
общины».
Славянофилы были горячими защитниками
общины, которую считали органическим и оригинально
русским укладом хозяйственной жизни крестьянства, как думали все народники.
Все народники идеализировали уклад крестьянской жизни, крестьянская
община представлялась им оригинальным продуктом
русской истории, идеальным типом или, по выражению Н. Михайловского, высоким типом низкой ступени развития.
Но не следует придавать слишком большого значения народнической доктрине об
общине, она была лишь отражением
русских условий жизни.
Общинное, коллективное владение землей было более свойственно
русскому народу, особенно великороссам, благодаря существованию
общины.
Герцен видит эти потенции в
русском мужике, в сером мужицком тулупе, в крестьянской
общине.
Религиозное народничество славянофилов всегда под словом народ понимало простонародье, верное старым
русским устоям и заветам, и очень связывало себя с материальными условиями жизни, с крестьянской
общиной, с натуральным хозяйством, с патриархальной демократией.
Кроме изучения его в книгах и архивах, необходимо стать с ним лицом к лицу, пожить в раскольнических монастырях, в скитах, в колибах, в заимках, в кельях, в лесах и т. п., изучить его в живых проявлениях, в преданиях и поверьях, не переданных бумаге, но свято сохраняемых целым рядом поколений; изучить обычаи раскольников, в которых немало своеобразного и отличного от обычаев прочих
русских простолюдинов; узнать воззрение раскольников разных толков на мир духовный и мир житейский, на внутреннее устройство их
общин и т. п.